Он Платон


Имя его настоящее было Аристокл, но всем он памятен как Платон. В переводы с греческого "широкий". Это прозвище было дано вовсе не за широту мысли или взглядов. Так именовали его за "широкую кость" еще с ранних юных лет.

Платон происходил из очень знатной семьи. По отцовской и материнской линии в его роду были правители, крупные политические деятели. Поэтому, образование афинянин получил достойное. Его учителями были Кратил, один из самых известных последователей Гераклита, а также важнейший персонаж в истории философской мысли - Сократ. Силы мысли этого человека хватило, чтобы Платон оставался рядом с ним почти полтора десятилетия до самой смерти философа. Это происшествие было большим потрясением для нашего героя. Он поначалу пытался искать нового Сократа среди других его учеников, но понял, что некому больше стать для него авторитетом. Даже Евклид из Мегары не смог надолго привлечь внимания ищущего человека.

„Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью.“

Но Платон не мог остановиться в поиске новых знаний. Осознав, что в родных краях он не сможет совершенствоваться. Он прошел греческие города, побывал в Ливии, Египте. Увидев другие земли, познакомившись с воззрениями других народов, годам к 40 у Платона возникает потребность в практическом воплощении своих взглядов на правильное мироустройство. В эти годы он вернулся в Европу. Находится на Сицилии, где правит в Сиракузах Дионисий.

 

Он был поражен речами Платона и оставил его при себе в качестве советника. Но сицилийский тиран был исключительным практиком войны и жесткий поборник свой власти. Философ был с одной стороны однозначным теоретиком, а с другой - пытался активно менять заведенные порядки и предлагать радикальные изменения. Платон разделял взгляды Дионисия на сильную власть, но при этом был активным сторонником верховенства законов.

Не дольше года продлилось это сотрудничество. Платону пришлось бежать от гнева начальника на родину.

В Афинах о воплощении на практике его взглядов ни могло быть и речи, поэтому единственной ролью Платона могло быть учительство и наставничество. Передавать свои знания и развивать мысль учеников очень пришлось по душе философу после долгих лет скитаний. Его школа получает название Академии. Здесь занимались математикой, философией, астрономией, биологией.

 

Ключевой формой обучения был диалог. Считали, что только обмен мнениями, поиск и обсуждение противоречий может привести к истине. Аристотель, Филипп Мендейский, Амикл и Гераклид Понтийский - это самый краткий список учеников Академии. Обучались и женщины: Аксиотея Флиусская и Ластения Мастинейская. Женское образование не было нововведением. Греческие женщины не ограничивались в правах на знания. Даже родная мать Платона Периктиона была известной писательницей и размышляла в своих произведениях о мудрости и женской природе и счастье.

Так в размышлениях и распространении знаний проходит ещё два десятилетия. Далеко в Сиракузах умирает Дионисий. Краткий, но неудачный период пребывания Платона отражается несбыточными надеждами в сердцах некоторых сицилианцев. Они и рекомендуют новому правителю, Дионисию-младшему, пригласить мудрого философа для помощи в управлении.

Платон бросает своё образовательное детище и учеников, спешит в Сиракузы. Он уверен, что теперь уж точно воплотит идеи в отдельно взятом обществе. Его опыт и мудрость в сложении с харизмой и молодостью Дионисия - залог будущего успеха. Но новый правитель очень уж похож на своего отца. Тандема не получается. Повторяется история с бегством. Прогрессивная сиракузская партия пытается переубедить Дионисия, он идёт им на встречу. Переступая через свои взгляды, он предлагает вернуться Платону. Снова философ верит. Снова мчится на Сицилию и... вновь оказывается не у дел, вновь вынужден бежать, ибо и в этот раз грозит ему, человеку на восьмом десятке лет, опасность от власти.

„Смерть – это не самое худшее, что может произойти с человеком.“

Вернулся Платон в Афины и больше не покидал их. Ему хватило приключений. И сам он понял, что не отвлекаясь на неблагодарных политиков сможет заразить своими идеями больше людей. В своих произведениях он продолжал спорить с Сократом, которого уже давно не было на свете, но более достойного собеседника Платон так и не нашел. Взгляды Сократа он передаст через себя Аристотелю, который воспитает Александра Македонского. Это будет влияние на реальную жизнь людей кратно больше чем оно случилось, воплотись его замыслы в Сиракузах.

Но гораздо большей силой будет обладать его учение, которое просуществует ещё почти тысячу лет в виде Академии, а после её закрытия не прекратит влияния на построение европейской мысли и впредь.

***
Рекомендуем прочесть наши статьи:
1. Про казахского мыслителя Абая
2. Интервью с Екатериной Андреевой о Петре Столыпине
3. О загадочном африканском правителе Абубакаре Втором
4. О монахе Савонаролле

Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *: