Когда появились евреи на Руси?


Когда появились евреи на Руси

 

Мы не имеем точных сведений о времени появления евреев на Руси, но можно сказать, что на момент возникновения Древнерусского государства они уже были хорошо знакомым для восточных славян народом.

Рядом находились, по крайней мере, две еврейские общины. Мощный импульс к движению евреев на север придают арабские завоевания, и в Хазарском каганате, где устанавливается их сильное влияние, иудаизм становится государственной религией.

Также значительное количество евреев было в Крыму, где еврейская община существовала со времен Боспорского царства, изгнанная из Палестины императором Адрианом после подавления антиримского восстания Бар-Кохбы 132-136 гг. А возможно они тут появились даже раньше. Возле Керчи были найдены греческие надписи 80-х гг. н.э., которые сообщали о наличии здесь еврейской синагоги. По всей видимости, существовала еврейская община также и в Тмутаракани, которая благодаря походу Святослава в 967 году переходит под контроль киевских князей.

В результате походов князей Олега, Игоря и Святослава в X веке на хазар, вероятно, какая-то часть евреев попала на Русь в качестве пленных. Один их районов Киева именовался Хазар уже при Игоре. Так же возможно евреи попадали на Русь и с западного направления как торговцы.

Несомненно, часть евреев попадает на Русь из Византии, где иудейская диаспора была весьма многочисленна и периодически подвергалась преследованиям и насильственному обращению в христианства. Некоторые еврейские историки полагают, что евреи могли также попасть на Русь также и с территории Северного Кавказа. Хотя все это в основном предположения.

По некоторым, впрочем, тоже весьма спорным предположениям о том, что Древнерусское государство какое-то время находилось в зависимости от Хазарского каганата, в Киеве находилась хазарская администрация и охранявший ее хазарский отряд с участием и евреев.

Определенно Повесть временных лет сообщает о присутствии евреев на Руси в Х в.: когда Владимир Красно Солнышко выбирал религию, то общался с некими хазарскими евреями, которые, по всей вероятности, проживали в Киеве. По всей видимости, в тот период евреи осели только в Южной Руси, где поддерживались тесные связи с Византией и где находились выходцы их Хазарского каганата.

По всей видимости, появившиеся в Киеве евреи, держались довольно обособленно и симпатий не вызывали. Древнерусские источники сообщают о довольно сложных отношениях еврейской общины в Киеве и русского населения. Противоречия часто носили религиозный характер. Русские священники частенько дискутировали с евреями по вопросам веры. Вероятно, это отношение к евреям перешло на Русь из Византии. Во времена правления в Киеве сына Ярослава Мудрого Святослава один из основателей Печерского монастыря в Киеве, Феодосий встречался с представителями иудейской общины и обвинял евреев в отступничестве от истинной веры.

К концу XI в. в русском обществе складывается уже вполне враждебное отношение к еврейской общине. Весьма показательна появившаяся в это время «Повесть о Евстратии Постнике», в которой рассказывается душераздирающая история о том, как еврей-работорговец распял пленного монаха прямо в день Пасхи за то, что тот отказался отречься от православной веры.

И хотя в этой повести было описано совершенно невозможное, поскольку евреи вообще никогда не занимались миссионерской деятельностью и веры своей никому не навязывали (это было совершенно не в их интересах), все это, вероятно, падало на благодатную почву и со всей остротой проявилось в начале XII века.

В это время князь Святополк Изяславич, правивший в Киеве в конце XI – начале XII вв., по летописным данным, оказывал евреям покровительство, предоставляя право сбора некоторых торговых пошлин, разрешая заниматься ростовщичеством.

В это время еврейская община весьма значительна, состоятельна и вызывает растущее недовольство киевского населения. И как только Святополк скончался, в Киеве вспыхнуло восстание, которое во многом носило антисемитскую направленность. Известно, что восставшие киевляне обрушили свой гнев на богатые еврейские дворы Киева.

Князю же Владимиру Мономаху направили послание, требуя его прибытия и вокняжения, угрожая в случае промедления новыми грабежами евреев. Когда же Владимир прибыл, от него буквально потребовали от него управиться с евреями. Надо сказать, что Мономах на провокацию не поддался. Он сообщил народу, что евреев много по разным землям Руси, и без совета с другими князьями он этот вопрос решить не может, и что антиеврейские меры могут привести к гибели людей совершенно невинных. Однако, собравшийся вскоре княжеский съезд порешил всех евреев из русских земель и более не пускать.

Когда появились евреи на Руси

Надо сказать, что вся эта история вызывает немало сомнений, хотя бы потому, что в Уставе Владимира Мономаха, принятым им вскоре, ничего не говорится о ростовщиках-евреях, но повествуется о вполне себе русских ростовщиках-боярах. Таким образом, вина евреев в Киеве полностью не установлена.

Это восстание в Киеве имело все черты еврейского погрома, и хотя в городе остаются топонимы, отражавшие существование ранее еврейской общины (район Киева – Жиды, Жидовские ворота), сами евреи надолго исчезают из русской истории

Таким образом, появление евреев на Руси сопровождалось драматическими для них обстоятельствами, если не сказать – трагическими. Хотя, конечно, Русь не была страной оригинальной в этом отношении. Обособленность евреев, не желавших смешиваться, терять свою религию, а также высокий уровень жизни – все это стало причинами или поводом для изгнания, а может быть в некоторых случаях и физического уничтожения.

Тут еще нужно отметить тот факт, что христианство еще продолжало утверждаться на Руси, и церковь боролась против язычества и вообще всого иноверия. Евреи отчасти и поэтому оказались под ударом. Вновь значительная еврейская община появляется на русской земле уже через несколько столетий.


Просмотров: 92 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *: