За отведенные ей 30 лет бурной жизни успела стать летчицей, штурманом, майор


 

Мой читатель, думаю, ты согласен, что три фамилии трех женщин, связанных вместе перелетом на самолете «Родина»: Гризодубова, Осипенко, Раскова, стоят того, чтобы их помнили всегда. Как бы это ни пафосно звучало, они этого заслужили. И совсем не только за один этот перелет. В конце концов – это был только один из моментов их бурных биографий, тот, в котором они ненадолго оказались вместе, в одном экипаже.

Сегодня я расскажу тебе об одной девушке из этого славного экипажа. Марина Раскова. Летчица, штурман, майор ВВС, старший лейтенант госбезопасности, спортсменка, комсомолка, коммунистка. Она еще и в консерватории училась , и дочь родила. И все это – за 30 лет, которые ей отвела судьба.

Будущая летчица и штурман родилась в 1912 году, в Москве в интеллигентной, артистической семье Михаила и Анны Малининых. Папа – оперный артист и антрепренер, мама – учительница. У самой девочки обнаружился вокальный талант к радости папы. Впрочем, отец ушел из этого мира в 1919 году, когда Марине было всего 7 лет.

В 17 лет Марина пошла работать на Бутырский химический завод в лабораторию. Там вскоре вышла замуж за инженера Раскова. Вскоре родилась дочь. Кроме того, она еще и находила время на то, чтобы учиться в консерватории. Казалось бы, все более менее определено. Но тут жизнь совершила крутой вираж.

 

Марина перешла работать лаборанткой в аэронавигационную лабораторию академии Жуковского. И вскоре буквально «заболела» небом. В 1934 году (ей самой 22 года) она сдала экзамены на штурмана. Затем принимает участие в проекте аэрофотосъемки, необходимой для прокладки пассажирской авиалинии из Одессы в Батуми. Следом Марина еще и поступает в летную школу. И заканчивает ее в следующем 1935 году, а заодно принимает участие в качестве летчика в Первомайском параде.

Тем временем семейная жизнь терпит крах. В 1935 году Марина развелась с мужем, оставив его фамилию. И продолжает летать и учиться, чтобы в 1937 году получить неожиданное предложение.

После того, как она его приняла, в архиве НКВД появилось личное дело сотрудника третьего отделения старшего лейтенанта Марины Расковой. В нем отмечалось, что Раскова самостоятельно летает на У-2 и АИР-6, занимается штурманской работой, обладает педагогическими способностями, но предпочитает летную работу. Ее работа в органах не афишировалась. Но она была.

Тем временем наступил 1938 год. Год, в который на нее заслуженно свалится всемирная слава и всесоюзная популярность. 24 сентября 1938 года из Москвы на Дальний Восток в рекордный перелет отправился самолет АНТ—37бис «Родина». Самолет представлял собой переделанный под гражданские задачи бомбардировщик ДБ-2Б. Задача – долететь без посадок до Дальнего Востока, что тогда было совсем даже нетривиальной задачей. Самолетом управлял женский экипаж: Валентина Гризодубова, Марина Раскова, Полина Осипенко.

 

Перелет прошел успешно до села Керби, находящегося на Дальнем Востоке. Но дальше экипаж решил попытаться долететь до Комсомольска-на-Амуре. И тут все пошло не так. Экипаж сбился с курса и, во время полета над Охотским морем, стало понятно, что придется совершать вынужденную посадку в тайге. Вынужденная посадка, скорее всего, означала сильный удар по передней кабине, в которой сидел штурман. Штурманом была как раз Раскова. Для нее это означало, что посадка, скорее всего, закончится фатально. И тогда Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. В тайгу, черт знает, где. И Раскова прыгнула, имея при себе пистолет, нож и пару плиток шоколада. Дальше было десять дней скитаний по тайге, прежде чем она вышла к людям.

Впереди был почет, почести и присвоение званий Героя Советского Союза всем участницам перелета. Так, в 26 лет Марина Раскова стала живым примером для советских девчонок.

Она бы еще долго была примером. Но впереди было 22 июня 1941 года. Красная армия была разгромлена немцами на земле и в воздухе. Потери личного состава были огромными, летчиков стало хронически не хватать. Тогда Марина Раскова выступила с предложением создать женские авиационные подразделения. Но мало предложить – этого надо еще добиться. А ей отказывают, идут споры, обсуждения, пока дело не доходит до Сталина и тот дает идее Расковой зеленый свет.

В конце октября 1941 года под Саратовом, на другом берегу Волги, в Энгельсе, формируются три женских полка: истребительный, летающий на Як-1, бомбардировочный, на Пе-2 и ночной бомбардировочный, на У-2. 588-й ночной бомбардировочный авиаполк – это те самые «Ночные ведьмы».

Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка, которому предстояло освоить бомбардировщик Пе-2. За пару месяцев был сколочен прочный коллектив из девушек-добровольцев. В дальнейшем 24 ее подопечные девушки станут Героями Советского Союза.

А сама Марина Победу не встретила. В самом начале 1943 года, 4 января, после завершения обучения, во время перебазирования на фронт, ее самолет разбился, попав в низкую сплошную облачность. Летное происшествие. В войну такое случалось. Ей было на тот момент 30 лет.


Просмотров: 353 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *: