Василий Лазарев и Олег Макаров: космонавты на краю бездны


Что есть подвиг для космонавта? Каким будет полёт, если знаешь, что позади – темнота? Василий Лазарев и Олег Макаров оба в космонавтику пришли не сразу, дважды летали вдвоём в космос, и оба раза были на самом краю опасности и в сантиметрах от гибели.

Василий Лазарев оказался в рядах космонавтов при третьем наборе в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году. Однако ещё за два года до этого он был отобран специальной комиссией для смешанного экипажа корабля "Восход", когда в полёт отправились военный, конструктор и врач. Сам врач, Василий в тогда был дублёром врача Бориса Егорова.

По образованию хирург, военный лётчик-испытатель, Лазарев прошёл семилетнюю школу военно-медицинской работы. А в 1959 году оказался на должности старшего сотрудника в институте авиационной и космической медицины, в ту пору начинавшем своё становление.

Василий Лазарев

Василий Лазарев

Именно как сотрудник этого института Василий Лазарев прошёл отбор в целях полёта на"Восходе-1", а затем два года спустя был официально оформлен в отряд космонавтов. Стоит отметить, что два раза официальное назначение Лазарева в отряд срывалось, поскольку его браковала медицинская комиссия. Однако с третьего раза все тесты были пройдены, и дорога стала открыта.

Олег Макаров также пришёл в отряд космонавтов не сразу. Инженер-механик из Бауманки по образованию, он в 1957 году начинал инженером в королёвском ОКБ-1. В бюро Макаров участвовал в проектных работах всех кораблей: и "Востока", и "Восхода", и "Союза", а чуть позже – и корабля лунной советской программы.

Среди космонавтов Макаров, как и Лазарев, оказался благодаря "Восходам" со смешанным гражданско-военным экипажем. А уже в середине шестидесятых годов Олег Макаров был зачислен в отряд, где готовился к полётам на кораблях типа "Союз".

У макета корабля "Союз" (Олег Макаров слева)

У макета корабля "Союз" (Олег Макаров слева)

Свой первый полёт врач-лётчик Василий Лазарев и инженер-космонавт Олег Макаров совершили двадцать седьмого сентября тысяча девятьсот семьдесят третьего года. И он был непростым и важным по целому ряду причин.

После гибели в июне 1971 года космонавтов "Союза-11" из-за разгерметезации корабля был сделан целый ряд доработок и новшеств. Конструкторы доработали корабль, в результате чего была добавлена аварийная система жизнеобеспечения. Ещё начиная с "Восходов" в 1964 году, все космонавты летали на орбиту в обычных спортивных костюмах. Ценой гибели троих космонавтов стало ясно, что скафандр – это гарантия того, что из-за несрабатывания техники у космонавта будет шанс выжить.

Скафандры вновь вернули. На смену гагаринскому СК-1 (подробнее о скафандрах читайте тут) были сделаны скафандры "Сокол-К". Однако из-за новшеств корабля и размера скафандров отправить в космос троих уже не выходило: отныне экипаж был сокращён до двух человек.

Экипаж "Союза-12" во время тренировок

Экипаж "Союза-12" во время тренировок

И именно Лазарев с Макаровым стали теми двумя космонавтами, которым предстояло отправиться на орбиту после гибели товарищей, опробовать новую конструкцию корабля и убедиться в надёжности скафандров.

Испытания корабля и скафандров проходили в течение двух суток на орбите – всё было успешно. После катастрофы "Союза-11" экипаж "Союза-12" возвращался живым и с успехом выполнившим программу полёта. Скафандры "Сокол" с тех пор вошли в обязательный арсенал космонавтов во время стартов, стыковки и посадки.

Одновременно грустный и смешной факт: после полёта "Союза-12" родилась традиция, живущая в космонавтике до сих пор. Экипаж "Союза-10" перед полётом посмотрел недавно снятую картину "Белое солнце пустыни" – и благополучно вернулся на Землю. Экипаж "Союза-11" картиной по отзывам вдохновлён не был и перед полётом от просмотра фильма отказался – и никто живым из полёта не вернулся. Лазарев с Макаровым этот фильм перед стартом смотрели – и миссия прошла успешно. Неизвестно, что за сила у товарища Сухова, но с 1971 года все экипажи, отправляющиеся в космос, смотрят эту кинокартину.

"Не знаю, как связаны ракеты и пустыня, но факт – полёты проходят со мной спокойно"

"Не знаю, как связаны ракеты и пустыня, но факт – полёты проходят со мной спокойно"

Второй полёт у Василия и Олега состоялся через полтора года: в апреле 1975 они должны были стартовать к запущенной в январе орбитальной станции "Салют-4" на корабле "Союз-18". Однако после пуска пятого апреля спустя четыре минуты что-то пошло не так: не произошло отделение второй ступени ракеты-носителя.

На высоте 192 километра включилась система аварийного спасения (САС), корабль с космонавтами отделился от ракеты и начал снижение. Но управление корабля смешало координаты верха и низа, из-за чего при спуске корабль был развёрнут не как обычно. Космонавты испытывали огромные перегрузки при снижении в атмосфере, по разным данным они составили от 18g до 26g.

По словам Василия Лазарева, в какой-то момент на него словно навалилась каменная глыба, не было никакой возможности вдохнуть, затем пропало зрение и он потерял сознание. Передаваемая в Центр управления полётом телеметрия показала, что на пару секунд у экипажа произошла остановка сердца.

Однако на этом злоключения не закончились. Из-за спуска по неверной траектории приземление произошло в Алтайском крае, в горах. И лишь то, что парашют зацепился за деревья, не позволило ему скатиться в горное ущелье.

 

Группа поисково-спасательной службы, состоящая из вертолётов, во время взлёта корабля 15 минут после старта ещё бороздит небо, а затем садится и ждёт результаты работы экипажа на первых витках вокруг Земли. Однако в этот раз вертолётам не дали команду на посадку, и команда поняла, что с космонавтами что-то не так.

При приземлении, опасавшийся, что посадка произошла на чужой территории, Василий Лазарев уничтожил данные по экспериментам, которые планировалось провести на орбите. Когда была установлена связь и стало известно примерное место посадки, туда сразу вылетела поисковая команда.

Однако горные условия, зима, которая ещё держалась в той местности, не позволили спасателям подобраться к космонавтам. Близились сумерки, и руководство хотело сбросить парашютный десант, который отправился бы на помощь космонавтам.

 

Однако Василий Лазарев, оценив обстановку, высказался резко против десанта: кругом были снег и горы, был риск схода лавины и неудачной посадки парашютистов. Отказавшись от риска для спасателей, Василий и Олег приняли решение, что до утра продержатся сами. А там с рассветом можно будет продолжить спасательные работы. На следующий день вертолёту, который завис над местом посадки, удалось забрать на борт космонавтов, а позже была эвакуирована и капсула.

Поскольку полёт не был успешным, космонавты не были представлены к званию героя, а получили орден Ленина. Номер экипажа 18 был передан следующему кораблю "Союз" с Климуком и Севастьяновым.

Суборбитальный полёт Макарова и Лазарева остался под кодовым номером 18-1 или 18а, и долгое время был не известен широкой советской общественности.

Редактировать галерею

Редактировать галерею

Оба космонавта остались в отряде, однако Василию Лазареву отправиться в полёт больше было не суждено. А Олег Макаров совершил ещё два полёта, при этом постоянно оставаясь и в конструкторском бюро, в которое он полноценно вернулся после отчисления из ЦПК в 1986. Такими они были: два космонавта, сделавшие героизм своей профессией и вышедшие победителями из этого поединка.

Читайте по теме:

Узнайте здесь о скрытых опасностях полёта космонавта №3 Андрияна Николаева.
Прочитайте тут, почему не повезло с числом пять космонавту Павлу Быковскому.
В этом материале о том, как астронавтов готовят к гибели на орбите.

Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *: