Грех Микеланджело


«Грех», 2019, реж. А . Кончаловский.

Похоже, что А. Кончаловского в его за 80 потянуло на общение и исповеди высокого уровня – с самим Господом. И уста для этого он выбрал красноречивые – гения Высокого Возрождения номер один – Микеланджело Буанарроти. Того, кто библейский смысл и панораму загнал на своды Секстинской капеллы. А в фильме выразил квитэссенцию своих метаний словами : «Я всю жизнь тянулся к Богу, а рисовал красоту человека».

Ну, а довольно мерзкий характер средневекового Гения прекрасно воплощает основное противоречие библейского образа – сути человека. А именно: твари греховной как плоти земной. И одновременно творца и духовного светилы – как божественного творения.

В своем характере Микеланджело словно воплотил все гнусности средневекового быта – грязного, вонючего, подлючего - где понятия честь или элементарная последовательность были запредельной роскошью, уделом астрономически редких единиц. Быт этот, его атмосфера виртуозно воплощены декором и операторским искусством в интерьерах Рима и Флоренции 16 века - с помоями, льющимися из окон прямо на мостовые улиц, шумной суетой немытых, одетых в дерюги людишек с идиотскими выражениями лиц и развлечениями в виде драк, попоек и грубого разврата.

Да и сам Микельанджело – чернобородым, жаборотым ликом своим словно воплощает Беса. Бесовщиной пронизано и все его поведение – алчность, подозрительность, завистливость, жуликоватость, мнительность, крохоборство, неуравновешенность, проявляемая в вечных метаниях между занятиями и хозяевами - семейством Делла Ровере и Медичи. Чувак, который одевается в мешковину и питается треской, в то время, как обладает чугунами золотых монет. При этом свой талант он воспринимает иногда как наваждение, иногда – как проклятье. И искренне не может даже себе объяснить, откуда у него берутся идеи, сюжеты, мастерство и творческая одержимость. А у зрителя постояннно висит вопрос: действительно,  из чего рождается гениальность? Неужели из всей этой человеческой  мерзости! 

Именно таким характеризовали его и современники, в частности, знаменитый биограф Джорджо Вазари. Даже у них вызывало изумление облик Гения, словно порожденного чертовщиной.

Именно таким он воплощен на известном портрете работы Даниэле да Волтерра, который  почти фотографически точно воспроизводит итальянец  Альберто Тестоне.  Единственный более-менее известный актер – почти все остальные роли из персон, набраных с улицы. Да и сам Тестоне – в кино не профессионал, а любитель. По профессии он - зубной врач, который начал сниматься в телесериалах  («Антимафия. Палермо сегодня», «Агентура», «Грех и стыд»).

Не думаю, что именно такой подбор актерского состава был у Кончаловского без умысла. Как и то, что снят он на итальянском языке. В том, что по сути в фильме есть только одна роль – все остальное фон, призванный создать как можно более аутентичное Средневковье в конкретной местности, все логично, если воспринимать его как монолог и  личный посыл престарелого маэстро.  О чем?  Да, видимо о том же, над чем маялся Буанарроти. О бренности земных страстишек и успехов в тщетных попытках очиститься от них и Вознестись.  Потому что тем и смертен человек, что живет во грехе в реальностях этого мира.  По другому не получается. Невозможно.   

Владимир Скрипов

Ваше мнение?


Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *: