Почему запретные идеи Белинского запретны до сих пор?


В 1847 году Гоголь опубликовал свой публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», и в ответ получил письмо рассерженного Белинского. Позднее за чтение этого письма семеро петрашевцев, в том числе Ф.М.Достоевский, были приговорены к казни, которую заменили на каторгу.

В.Г. Белинский пишет, что России нужна не религия, не молитвы, а справедливые законы и их исполнение (актуальная до сих пор мысль):

"Вы   не  заметили,  что  Россия  видит  свое  спасение  не  в мистицизме...  а  в  успехах цивилизации, просвещения,  гуманности.  Ей  нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не  молитвы  (довольно  она  твердила  их!),  а пробуждение в народе чувства человеческого  достоинства,  сколько  веков  потерянного  в  грязи и навозе ... "

В.Г.Белинского рассердило то, что Н.В.Гоголь учит помещиков больше зарабатывать на крестьянском труде. И он совершенно прямо пишет о необходимости отмены крепостного права:

"И в это время великий   писатель...  учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег,  ругая  их "неумытыми рылами"!... Вы написали бы ему, что  так  как его крестьяне - его братья во Христе, а как брат не может быть рабом  своего  брата,  то он должен или дать им свободу..."

 

Некоторые из частей письма отзываются и в современной России:

"Чаще всего порют только правого, если  ему нечем откупиться - быть без вины виноватым". 

Роль церкви, не смотря на все несчастия для нее 20 века, не особенно изменилась, и слова В.Г. Белинского до сих пор актуальны:

"Церковь же явилась иерархией, стало быть, поборницей  неравенства,  льстецом  власти,  врагом и гонительницею братства между  людьми,  -  чем  продолжает быть до сих пор".

При этом критик разделяет учение Христа - и церковь:

„Но Христа, Христа-то зачем Вы примешали тут?! Что Вы нашли  общего  между  Ним и какою-нибудь, а тем более православною церковью? Он   первый  возвестил людям  учение  свободы,  равенства  и  братства  и мученичество  запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор  и  было  спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за  основание  принцип ортодоксии. „

 

По мнению В.Г. Белинского, русский народ никогда не был глубоко верующим, религиозным. Наоборот, в народе всегда были распространены шутки, похабные сказки про церковь. Крестьянам вообще сложно было что-то внушить, авторитеты в виде церкви и власти были для них отдельно существующими структурами, которым были не ведомы их крестьянские проблемы.

Но  неужели  и  в  самом  деле  Вы  не  знаете,  что наше духовенство  во  всеобщем  презрении  у русского общества и русского народа? Про  кого  русский  народ  рассказывает  похабные сказки? Про попа, попадью...“

Особенно возмутили В.Г.Белинского слова Н.В.Гоголя о том, что русскому человеку не нужно образование. Собственно, и сейчас школьные программы урезаются, добавляются новые не нужные предметы, и все чаще школьники бунтуют, что не смысла учиться. Да что школьники, неопытные специалисты приходят на работу и заявляют, что не будут учить базовые материалы, потому что „зачем учить, когда их можно и так открыть в виде файла“.

Какой-то всеобщий гимн невежеству. С прилавков книжных магазинов на покупателей смотрят ширпотребные книги, бульварные романы. И все больше людей говорят: зачем в школе математика? Зачем серьезная литература? Зачем химия, биология? Серьезно, ребят, зачем вообще тогда школа? Не понимаю, почему поборники невежества считают и считали во все времена, что имеют право решать за всех:

..Вашей книге Вы утверждаете как великую и неоспоримую  истину,  будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно  вредна.  Что  сказать  Вам  на  это?  Да  благословит  Вас ваш византийский  Бог  за  эту византийскую мысль. А знали ли Вы, предавая такую мысль бумаге, что творили?„

Критика возмущает рабская позиция писателя, призывающего смириться и не роптать, не возмущаться. Такая позиция всегда очень удобна для тех, кто управляет и манипулирует массами.

„Смирение,  проповедуемое  Вами,  во-первых,  не ново, а во-вторых,  отзывается  с  одной  стороны,  страшною  гордынею, а с другой - самым  позорным  унижением  своего  собственного  человеческого достоинства. Мысль   сделаться   каким-то  абстрактным  совершенством,  стать  выше  всех смирением  может  быть  плодом  только  гордыни, слабоумия...“

А как вы считаете, какие пункты этого письма актуальны и по сей день? Или вы в чем-то не согласны с Виссарионом Белинским?


Просмотров: 1113 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *:
0
1 Alla   [Материал]
Согласна,духовное рабство живо и сейчас.