Леонардо да Винчи, «Мона Лиза».


В последнее время вокруг меня крутится тема: «почему одни картины становятся знаменитыми и сто́ят миллионы, а другие нет? Причём те, которые «нет», часто намного более красивы и мастерски исполнены?» Эта тема догоняет меня и в фейсовской личке, и просто среди знакомых. Поэтому решила немного поразмышлять о ней в дружеском кругу. Сразу предупреждаю: если за нестандартный подход кому-то захочется швырнуть в меня табуреткой, не обижусь. К другим мнениям (в том числе прямо противоположным) отношусь с полнейшим пониманием и даже прочувствованными объятиями. И ещё хочу сказать: у каждой картины своя судьба. И причин/факторов/эмоций/обстоятельств, по которым конкретно она, - то ли гребёт миллионы, то ли нет, - величайшее множество. Для обговора здесь я выбрала ту причину успеха, в которую сама не въезжаю на́прочь.

    Итак, вперёд (готовьте табуретки): Леонардо да Винчи, «Мона Лиза».

    Ребята, как вы думаете: много найдётся на этой земле любителей и знатоков живописи, которым искренне, - хочу подчеркнуть: ИСКРЕННЕ (!) - нравится это полотно? Которые восторженно цокают перед ним языком - не потому что «так надо», а потому что честно впадают в благоговейный транс? Нет, таких людей немного; можно даже сказать - мало. И, если бы стало известно, НАСКОЛЬКО мало, - вековые усто́и богемного мира живописи разлетелись бы вдребезги.

    Давайте наберёмся смелости, отбросим общепринятое (в смысле, проговариваемое вслух) мнение, которое веками насилует публике уши, посмотрим на картину трезвым взглядом и дадим себе честный отчёт в том, что на ней изображено. А изображено на ней следующее: некрасивая, неприятная женщина, с довольно-таки дохлым, словно изнутри надутым лицом. Бровей нет; ресниц, по всей видимости, тоже. Жидкие прилизанные волосы. Припухшие, близко посаженные глаза; причём их близость друг к другу так вопиюща, что тащит за собой полный развал остальных пропорций лица. (А подобное недопустимо, так как соблюдение пропорций - это закон и основа академического портрета). Отёчность челюстей выглядит так, будто за день до позирования девушке удалили все зубы. 

    Как сказал один из современных меценатов: «Джоконда - либо больна, либо мужчина». Сохранилось ещё одно давнее высказывание: «Был бы неплохой пейзаж, если б его не заслонял этот евнух на переднем плане».

    (Хочу оговориться: я ни в коем случае не считаю, что на портретах должны изображаться только пышущие здоровьем красавцы, - это была бы безбашенная ересь. Просто непонятен тот чудо-факт, что именно оно, - одно из самых блеклых и непривлекательных лиц в истории живописи, - стало предметом многовекового массового поклонения).   

    Теперь по поводу её пресловутой улыбки. Мона Лиза улыбается? Да. Ну и что? Разве мало существует улыбающихся портретов? Однако её улыбка считается особой, так как в ней спрятана загадка. В задаче спрашивается: где? Какая? Кто и когда решил, что эта загадка вообще существует? Но даже, если она есть, - то чем так сильно интересна? Женщина может улыбаться по миллиону разных причин: потому что не болит голова, из-за хорошей погоды, от того, что муж свалил на рыбалку или наоборот: в данный момент стирает бельё. Она может улыбаться мыслям о новом платье или об удачно сваренном супе. Всего не перечесть. Почему причина улыбки именно этой, довольно-таки плохо нарисованной женщины, должна уже пять веков колбасить планету? И странно, что околба́сенная планета, в течение всё тех же пяти веков, остаётся в неведении по поводу очень простых и известных даже начинающим живописцам моментов. Например: если при написании портрета художнику кажется, что морда лица получается хмурой и не слишком симпатичной, он может спокойно попросить натурщика слегка расслабить лоб и придать губам/глазам подобие улыбки. И натурщик придаёт это подобие, совершенно не заморачиваясь тем, что в результате его физиономия рискует отсвети́ть «загадкой». 

    Более того, художники-портретисты хорошо знают простой непреложный факт: окончательное выражение лица модели нередко зависит от чистой случайности. И этих случайностей - вагон и большая телега: при высыхании красок изменился акцент светотени; чуть не туда заехала рука; сместился мазок; дёрнулась кисть, - или наоборот: плавно зазевавшись, создала неожиданный нюанс, который всё и решил.

    Почему, зная всё это, толпы «знатоков», уже пять столетий, не устают громко хлебать эту пустую баланду большой ложкой? Почему им до сих пор это интересно? Вот это - действительно загадка. 

    Разумеется, можно говорить о необыкновенной технике письма этой картины, об искусном и многослойном наложении мазков на квадратный сантиметр доски (она написана на обычной доске, а не на холсте). Можно отдавать должное всей трудоёмкости исполнения, ибо оно - действительно трудоёмко. 

    Но возникает вопрос: а зачем? Стоило ли так пыхтеть и сморкаться кровью, чтобы в результате получилось тусклое вотэто?

    Культ «Джоконды» - это поезд, который веками, тупо, без лишних телодвижений, едет по одному и тому же, замкнутому кругу. А начиналось всё просто: очень давно кто-то впервые запустил идею о загадочности монализовской улыбки. И неважно, кем этот «кто-то» был, - гигантом творческой мысли или просто Леонардовым подлизой. Главное, идея возымела успех. Её поставили на рельсы в виде крепенького локомотива, и толкнули в путешествие через пространство и время. Локомотив ехал, и, в течение веков, к нему цеплялись всё новые вагоны, внося свои собственные, от начала и до конца притянутые за уши, соображения по теме этой опостылевшей «загадочности».

    Никто из «корифеев» не желает протереть глаза и включить мозги. А может и желал бы, да нельзя: не всегда это за́просто - вслух объявить короля «голым». 

    В результате, ситуация вылилась в театр абсурда: откровенно фиго́вая картина стала бесценной; в Лувре ей отдан отдельный зал; её охранная система обошлась музею в 7 миллионов евро; и застрахована она на 3 миллиарда долларов.

    Вот и найдите ответ: как в реальном мире, хотя бы частично населённом думающими людьми, такое вообще могло произойти?


Просмотров: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *:
0
2 Людмила   [Материал]
!!!!!!!+++++++ Браво!!!!

0
1 Людмила   [Материал]
!!!!!!!!++++++++ Браво