Девадаси Древней Индии: жрицы или куртизанки индийских храмов?


Кто они – великие жрицы или куртизанки? Индийские тайны слишком глубоки, чтобы однозначно ответить на этот вопрос. Но можно попробовать найти истину.

 

Индию можно назвать страной загадок. Однако некоторые из них вполне возможно разгадать. Но немногие европейцы, знакомясь с таинствами культуры индийского народа, могут полностью понять её. Одними из самых непостижимых индийских «жемчужин» являются девадаси, танец которых многие не могут забыть никогда.

История девадаси начинается не просто с древнейших времён, а с мифологии. Их прародительницами, передавшими искусство земным женщинам, считаются апсары – чувственные красавицы, что своим танцем дарили усладу богам. В общем, слово «дэвадаси» и переводится как «та, что предназначена для бога». Этих женщин можно называть и куртизанками, однако деятельность их гораздо совершеннее и духовно полнее, нежели у европейских «коллег».

 

 

В древних текстах есть немало упоминаний об апсарах. Согласно мифам, они приходили на празднества божеств или даже земных правителей (а царь всё равно считался наместником богов), чтобы развлечь их своими танцами. Сказание об Индре говорит, что бог этот содержал гарем апсар, что с удовольствием дарили ему своё сладостное искусство. При этом о замужестве этих неземных красавиц нет и слова. Видимо, они служили лишь как танцовщицы, предназначенные для развлечения мужчин.

Считается, что именно апсары даровали девочке те таланты, что могли бы пригодиться ей, если она станет девадаси. Уже в VI веке нашей эры говорится о том, что маленьких красавиц отбирали на службу при храмах. Там их обучали мастерству девадаси, чтобы через время подросшие юные танцовщицы услаждали взоры посетителей. Уже в текстах Махабхараты упоминается тот факт, что одна из апсар согласилась жить на земле, чтобы научить искусству первых девадаси. А это очень ясно указывает на древность появления такой профессии.

 

 

Главным предназначением девадаси был танец. Всю свою жизнь она должна была посвятить этому искусству. При этом воплощение танца считалось служением божествам, которым и дарила себя девадаси. Первая техника танцев девадаси дала начало появлению самых разных направлений индийского хореографического искусства. Даже классический танец содержит в себе немало элементов хореографии девадаси.

Когда юные девадаси начинали своё обучение в храме, они постигали особенности обрядов по омовению статую бога, её украшению, служению божеству. Изучив тонкости проведения церемоний, они приступали к самому главному. Танцевальное мастерство нарабатывалось долгие годы и превращалось в истинное искусство, подобного которому не было на всей земле. Во многих древних текстах говорится, что единство с богами человек может постигнуть в соединении с прекрасным. Музыка и танец являлись непосредственной «дорожкой», что вела к божествам. Индийские поэты с восхищением описывали танец девадаси, посвященный Шиве. В стихах говорилось, что сам бог, подаривший танец людям, был поражён движениями красавицы.

 

 

Конечно, великое искусство девадаси посвящалось не только божествам, но и людям. Уже в древнейшие времена появляется немало знаменитых поклонников танца. Ими становились правители, что щедро финансировали храмы, буквально осыпая золотом прекрасных танцовщиц. У каждой девадаси имелось несколько земельных наделов, что находились на храмовой территории. А вот правитель Кашмира Каласа пошёл ещё дальше – он и вовсе выкупал у храма самых лучших танцовщиц, которые дарили своё искусство в святилище, построенном им. Это была своего рода коллекция самых прекрасных и умелых девадаси.

Несмотря на то, что первые девадаси служили в святилищах Шивы, что и сам слыл знаменитым танцором, во многих сказаниях подчёркивается, что дар свой эти женщины получили гораздо раньше прихода бога в этот мир. Более того – после появления девадаси в Индии служительницы храмов, что исполняли танцы, стали появляться и в западных странах. Примером служит Греция, где жрицы ежедневно проводили ритуальные действа с музыкой и танцевальными элементами. Изначально девадаси могла стать лишь девочка из высшей касты, ведь служение богу было привилегий самых уважаемых и известных родов Индии. Позднее обычай немного меняется, а к служению допускаются даже сироты, которые часто более остальных проявляли свои таланты.

 

 

Девадаси сложно назвать целомудренными жрицами. Они нередко жили в неофициальных браках со священнослужителями, что были при храмах. При этом никакими хозяйственными делами девадаси не занималась. В отличие от простых женщин, её делом должен был стать только танец. Бывали и случаи, когда девадаси выходили замуж. Так, одна из историй рассказывает, что правитель Ахома сразу же женился на девадаси, которая покорила его своим танцем.

Несмотря на высокое положение девадаси в обществе, индийские аристократы свысока смотрели на них, ведь сама профессия танцовщицы нередко ассоциировалась с куртизанкой. По сути, так и произошло, когда власть индийских храмов начала слабеть. Святилища начали обогащаться за счёт своих танцовщиц, о телах которых грезили едва ли не все мужчины. Изменился и наряд девадаси – в более поздние времена девадаси должны были открывать грудь, а бедра повязывать лишь небольшим отрезом простой ткани. Хотя, стоит отметить, что с самого начала девадаси сложно определить разграничение между искусством танца и любовными умениями. Эти женщины так и остаются одной из загадок индийской истории, что имеет так много противоречий.

 

 

Лотос в грязи – именно так можно охарактеризовать девадаси позднего периода. Эти женщины являлись носительницами уникального национального искусства, но при этом вынуждены были торговать собой, чтобы иметь средства на жизнь. В чём же был секрет их танцев? Наверное, в том, что своим искусством они давали понять, что нечто прекрасное ещё живёт в нашем мире.


Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Имя *:
Email *:
Введите код безопостности с картнки в поле "Ответ" *: